Суды двух инстанций встали на сторону истца, потребовавшего от Росавиации оплату за обслуживание рейсов госструктур.

Кассация подтвердила право аэропорта Краснодара на возмещение стоимости услуг, оказанных органам. Ранее аэропорт обратился в суд с заявлением, в котором оспорил решение Росавиации отказать ему в предоставлении субсидий, полагающихся за обслуживание самолетов госструктур. Первая инстанция отказала истцу, но с выводами суда не согласилась апелляция. Ее постановление поддержал Арбитражный суд Московской области 20 июня (дело № А40-188781/2018).

В этом сюжете

  • 1 марта, 16:21
  • 21 марта, 18:56
  • 9 ноября, 13:11
  • 7 июня, 17:10

Сейчас аэропорты должны обслуживать рейсы госструктур бесплатно, а затраты покрываются за счет бюджета по итогам года. По заявкам операторов Росавиация выделяет средства в рамках бюджетных лимитов. В апреле 2018 года аэропорт Краснодар направил в ведомство заявку о предоставлении субсидий за обслуживание самолетов в 2017 году. На что Росавиация ответила отказом, сообщив об исчерпании лимитов бюджетных обязательств. Такой порядок регламентировали действующие на тот момент «Правила предоставления субсидий» (постановление правительства РФ от 27.12.2017 № 1665). Именно на это сослался АСГМ, вынося свое решение оставить требования истца без удовлетворения.

9-й ААС посчитал иначе и постановил обязать Росавиацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Международный аэропорт «Краснодар». «Вопреки выводу суда первой инстанции, исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя бюджетных средств использовать полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год», — говорится в судебных материалах.

В январе 2019 года вышло новое постановление правительства, согласно которому расходы аэропортов будут возмещать в полном объёме. При этом исчерпание лимитов бюджетных средств на текущий год больше не сможет стать законным основанием для отказа в предоставлении субсидий (соответствующий пункт правил признан утратившим силу).

Но с расходами, которые возникли раньше, все не так просто. С подобными исками к Росавиации обращались и другие аэропорты. Так, в мае 2019 года аэропорту Шереметьево удалось взыскать с ведомства 20,6 млн руб., которые он недополучил за обслуживание самолетов ФСБ в 2016 году (дело № А40-48509/2019). Впрочем, 19 июня Росавиация направила апелляционную жалобу на это решение.

Как рассказали ранее в Международной ассоциации аэропортов, всего за последние три года операторы российских аэропортов недополучили 665 млн руб.

  • Право.ru